На главную Контакты карта сайта
Уральский межрегиональный сертификационый Центр
ГЛАВНАЯО центреСобытияСовет по качествуУчебный центрВопросы и ответы
Публикации
Ссылки
Консультационные услуги и обучение
Система менеджмента качества
Система менеджмента качества по СТО Газпром 9001
Система менеджмента социальной ответственности
Система менеджмента безопасности продуктов питания (HACCP)
Система менеджмента качества предприятий железнодорожной промышленности (IRIS)
Публикации
ISO 14001:2015
Новый стандарт ISO 9001:2015. Что нас ожидает?
ISO 9001:2015
ISO 55001 Менеджмент активов
IRIS - непрерывное улучшение системы менеджмента бизнеса
Внутренние аудиты – формальность или необходимость?
ISO/TS 29001:2010
Актуальность и необходимость применения риск-менеджмента
ИСО 9001 для малого бизнеса
Путешествие в зиму или Вполне обычная командировка консультанта
Соответствие требованиям международного стандарта ИСО 14001:2004 - свидетельство экологической состоятельности организации, постоян-ное совершенствование экологических и экономических показателей
Последние исследования Международной организации по стандартизации (ISO)
Бережливое производство и его инструменты. Часть 1
Стандарты СТО Газпром серии 9000
Система менеджмента качества по ИСО 9001 в сфере отдыха и гостеприимства
В поисках карьера «Старая линза»…
Осенний марафон или 8 принципов менеджмента выходного дня коллектива
IWA 4:2009 «Системы менеджмента качества. Руководство по применению ИСО 9001:2008 в местных органах власти»
Социальные учреждения России переходят на ИСО 9001.
Подготовка персонала. Оценка результативности подготовки персонала.
Внедрение международных и российских стандартов Систем менеджмента как условие эффективного функционирования предприятий
Кавалергарды аудита
Путь к успеху
Состояние качества и конкурентоспособности предприятий металлургического комплекса.
Основные выводы по научно-исследовательской работе
Структура программы подготовки предприятий Свердловской области к вступлению России в ВТО
Защита от огня в соответствии с требованиями ИСО 9001

Отзывы о центре
Коллектив ОАО «Петуховский литейно-механический завод» благодарит Вас и Вашу команду за работу, проведенную на нашем предприятии по подготовке к сертификации СМК на соответствие международному стандар
  Е.Н. Мамин- Генеральный директор ОАО «Петуховский литейно-механический завод»

С 06 по 09 октября и с 24 по 27 ноября 2009 года в Администрации ООО «Газпром переработка» были проведены курсы обучения «Введение в ИСО серии 14000, внедрение Системы экологического менеджмента», «По
  И.П. Афанасьев- Главный инженер, первый заместитель генерального директора ООО «Газпром переработка»

все отзывы


Вопросы и ответы
Здравствуйте. Необходимо уже планировать переход на новый стандарт ISO 45001 ...
Когда будет новый стандарт по системе менеджмента безопасности труда и охраны здоровья взамен OHSAS ...

все вопросы


    


план семинаров
Совершенствование системы менеджмента
На главную  // Публикации / Внедрение международных и российских стандартов Систем менеджмента как условие эффективного функционирования предприятий

Внедрение международных и российских стандартов Систем менеджмента как условие эффективного функционирования предприятий

 

Королева Ольга Борисовна

Эксперт СДС «Военный регистр»,

Ведущий международный аудитор IRCA,

Директор НОУ «Уральский межрегиональный сертификационный Центр»

 

1. Рынок, рыночные отношения и международная сертификация.

Международный рынок функционирует на основе взаимосогласованных правил, одним из элементов которых все в большей степени становятся международно-признанные стандарты на Системы Менеджмента. В тройку лидеров по применению в промышленности сейчас входят требования стандартов: ИСО 9000 (Система Менеджмента Качества); ИСО 14000 (Система Экологического Менеджмента); OHSAS 18000 (Система Менеджмента Охраны Труда и Промышленной Безопасности). В частности, большинство предприятий западных и развитых восточных стран перешли на оценку поставщиков по указанным международно-признанным требованиям. К примеру, при заключении договоров многие западные потребители и деловые партнеры Российских предприятий требуют наличие сертифицированной Системы Менеджмента Охраны Труда и Промышленной Безопасности по требованиям OHSAS 18001, ссылаясь на высокое страхование риска бизнеса при ее отсутствии.

Также вышеприведенные международные требования к Системам Менеджмента являются основой построения многих технических регламентов РФ, что также весьма актуально для российских предприятий.

 

2. Процедурная регламентация и аудит деятельности организации.

В чем же принципиальное отличие нынешнего функционирования российских предприятий и международных требований к Менеджменту? Оно заключается в том, что предприятием должны управлять Процедуры (законы, правила), а не его руководитель. Руководитель только создает правила и законы, и им же подчиняется. Процедурный принцип регламентации требований к деятельности позволяет создать демонстративность (т.е. понятность, легкость, адаптивность) системы административного управления, что, в свою очередь, создает доверие к бизнесу предприятия.

Дополнительным подкреплением информации о реальной ситуации на предприятии является аудит деятельности всей организации, каждого подразделения и выполнения требований на местах. Аудиты всех видов (внутренний, поставщика, сертификационный) проводятся, опять же, по международным требованиям и позволяют объективно, компетентно и системно оценить положительные и отрицательные стороны деятельности организации.

3. Подробное определение ответственности и полномочий - основа успешного менеджмента.

Ключевым моментом при процессном описании деятельности любой организации является определение ответственности и полномочий.

Российский менталитет - самое главное это «наличие документа», а будет ли он работать, принесет ли пользу организации и другим, заинтересованным в бизнесе организации, сторонам, как правило, не оценивается. Также имеет место традиция - «красиво отчитаться», а какая реальная практика стоит за этим, мало кого волнует.

Больше всего от данного менталитета страдают руководители предприятий. У них, для принятия верных решений, часто отсутствует достоверная информация, а, если что-то случается, то часто не найдешь, кто за данное событие отвечал.

Международно-признанный подход - ориентация на пользу (добавочную ценность), объективность, демонстративность, прозрачность и понятность деятельности для клиента, инвестора, партнера и других, заинтересованных в бизнесе организации, сторон.

При внедрении международных требований на предприятии, в первую очередь, должна быть решена задача формализации «общей картины» взаимодействия со всеми заинтересованными сторонами, имеющими отношение к деятельности организации. К формализации «общей картины» взаимодействия относятся следующие работы:

  • Идентификация всех, заинтересованных в бизнесе организации, сторон;
  • Их оценка, классификация и определение степени управления взаимодействием с ними со стороны организации;
  • Определение ответственности и полномочий со стороны организации по взаимодействию;
  • Установление правил управления на основе проведенной классификации и состояния дел по конкретному взаимодействию»
  • Общее описание всех взаимодействий в табличной, матричной, схемной и т.п. форме.

К примеру, для наиболее важных для организации заинтересованных сторон устанавливаются подробные ответственность и полномочия по получению, детальной проработке, выполнению и формированию отчета о выполнении требований. А также, для данных заинтересованных сторон устанавливается требование по расчету их удовлетворения, проделанной организацией, работой. Для менее важных заинтересованных сторон устанавливается требование только по учету информации, полученной от них, при осуществлении работ.

Такая задача формализации «общей картины» взаимодействия весьма актуальна на нынешнем этапе развития административно - экономической ситуации в России. С одной стороны, необходимо выполнять быстро меняющиеся российское законодательство и нормы. В частности, в ближайшей перспективе большое количество Технических Регламентов. С другой - международные соглашения и нормы, которые станут еще более актуальны для РФ при нашем вступлении в ВТО. Данная ситуация усложняется для российских предприятий перестройкой и изменениями в правительственных структурах. К примеру, в структуре Ростехнадзора. Также изменяют структуру подходов к надзору и крупнейшие российские предприятия. К примеру, Транснефть выпустил свои базовые НД и осуществляет, через Транссерт, надзорные аудиты по ним. Газпром вводит такие же требования по надзору за поставщиками.

4. Проблемы функционирования различных Систем Менеджмента на предприятии.

Выполняя требования рынка и внедряя международные Систему Менеджмента Качества (СМК), Систему Экологического Менеджмента (СЭМ), Систему Менеджмента Охраны Труда и Промышленной Безопасности (СМОТПБ) российские предприятия сталкиваются со многими проблемами. Приведем некоторые из них:

  • Руководителям всех уровней организации, на которой внедрены и/или внедряются различные Системы Менеджмента и Управления, сложно ориентироваться в многообразии принципов, подходов и требований данных Систем. К примеру, на многих предприятиях черной и цветной металлургии России уже существуют системы, построенные на требованиях стандартов: ИСО 9000 (Система Менеджмента Качества); ИСО 14000 (Система Экологического Менеджмента); OHSAS 18000 (Система Менеджмента Охраны Труда и Промышленной Безопасности); MRP, MRP II, ERP (Информационные Системы Управления) и т.д. Каждая такая Система Менеджмента и/или Управления устанавливает требования к ответственности руководства (менеджерам), выполнение которых должно быть ими продемонстрировано. А при таком многообразии Систем можно просто запутаться, какому аудиту, выполнение каких требования необходимо демонстрировать?
  • При функционировании различных Систем Менеджмента обособленно (т.е. не интегрировано) многие функции дублируются различными подразделениями (не рационально используются ресурсы), возникают противоречия и накладки в структуре ответственности и полномочий. Это серьезно сказывается на сфере материального производства и обеспечивающих служб, т.к. там прикладываются основные усилия по контролю Систем. К примеру, когда в цех приходит группа аудиторов и спрашивает о Политике, Целях, Планах работ в области качества, а затем через неделю другая группа аудиторов спрашивает о Политике, Целях, Планах работ в области экологии, а еще через неделю третья группа - о Политике, Целях, Планах работ в области охраны труда и т.д., то это, конечно же, вызывает негативную реакцию со стороны цеха. И задается совершенно резонный вопрос: «А нельзя ли обо всем этом спросить за один раз»?
  • Различные Системы Менеджмента устанавливают различные требования к одним и тем же процессам. Руководителям процесса бывает сложно ориентироваться, какие требования и какой имеют приоритет, каким образом снимать противоречия в требованиях, если таковые появятся. К примеру, для закупок в Системе Менеджмента Качества требуется оценка влияния поставки на качество продукции, в Системе Экологического Менеджмента - на окружающую среду, а в Системе Менеджмента Охраны Труда и Промышленной Безопасности - на здоровье и безопасность персонала. И, поэтому, возможна ситуация, когда службе снабжения придется три раза переделывать одну и ту же форму документа для выполнения требований разных Систем Менеджмента.
  • При независимом функционировании различных Систем Менеджмента появляется большое количество документов, которые дублируют друг друга и/или информация в них повторяется. Бывают ситуации, когда требования документов противоречат друг другу. В тоже время, при использовании документов одной системы через ссылки в другой возникает проблема гармонизации требований. К примеру, изменение общего документа по требованиям одной Системы может привести к несоответствиям в другой.
  • Ресурсы, в первую очередь людские, используются не рационально из-за дублирования, повторений в работах, раздельного осуществления одних и тех же процессов и т.п. К примеру, организация различных центров управления документацией разных Систем, раздельный анализ деятельности подразделений по отношению к разным Системам и т.д. приводит к возникновению неоправданных затрат.

Интеграция Систем Менеджмента позволяет решить многие из приведенных выше проблем.

5. Внедрение Систем Менеджмента и их интеграция позволяет обеспечить:

  • Создание единой культуры менеджмента в области качества, экологии, охраны труда и промышленной безопасности;
  • Формирование и установление единых правил (стандартов) работы во всех областях деятельности организации;
  • Удовлетворение заинтересованных в области качества, экологии, охраны труда и промышленной безопасности сторон без ущемления чьих-либо интересов;
  • Снижение риска не выполнения требований, которые потенциально важны сейчас или завтра потребуются для организации;
  • Комплексное решение технических и технологических проблем (рационализация решений) во всех областях деятельности организации;
  • Создание кадрового резерва, обеспечение взаимозаменяемости персонала и удержание ценных сотрудников через мотивацию, стимуляцию повышения квалификации в области качества, экологии, охраны труда и промышленной безопасности;
  • Формирование и обеспечение мероприятий по результативному и рациональному улучшению всех областей деятельности организации;
  • Уверенность руководителей, что требования выполняются и, соответственно, уменьшить на них нагрузку по мониторингу ситуации на предприятии.

МОТИВЫ И СТИМУЛЫ В ПОЛЬЗУ ВНЕДРЕНИЯ

СИСТЕМ МЕНЕДЖМЕНТА НА РОССИЙСКИЙ ПРЕДПРИЯТИЯХ

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОТИВЫ.

  • Возможность минимизировать риск отказа покупателя от продукции или ее возврата (вследствие нестабильности качества) и связанных с этим потерь;
  • Повышение конкурентоспособности предприятия и, как следствие, расширение рынка и увеличение экспортных возможностей;
  • Улучшение экономических показателей деятельности предприятия (рост прибыли, повышение производительности и рентабельности, уменьшение затрат на устранение дефектов, переработку некачественной продукции, выплату штрафов и др.).

МОТИВЫ КУЛЬТУРНОГО РОСТА.

  • Позитивные культурные изменения, включая наведение элементарного порядка;
  • Повышение эффективности менеджмента качества за счет улучшения документации - использования недвусмысленных процедур и рационального распределения полномочий и ответственности в области качества;
  • Улучшение отношения исполнителей к работе вследствие наличия необходимых инструкций, обучения, более простого представления информации о проблемах качества, ощущение надежности работы и др.

МОТИВЫ ПРЕСТИЖА.

  • Повышение престижа предприятия в глазах потребителей и общества, укрепление доверия к фирменной марке и, как следствие, рост заказов и увеличение объемов сбыта продукции
  • Возможность «говорить на одном языке» со специалистами по качеству, включая международный уровень

ВНЕШНИЕ СТИМУЛЫ.

  • Получение преимуществ на поставку продукции для федеральных государственных нужд;
  • Получение или продление лицензий на осуществление деятельности и производство продукции (например, военной техники);
  • Преимущество в тендерах на право участия предприятия в различных проектах.




Адрес: 620062, Россия, Екатеринбург, Генеральская дом 3, офис 409
Телефоны: (343) 310-22-33 (многоканальный); Факс: (343) 375-66-69
Электронная почта: uicc@uicc.ru
Rambler's Top100
Сумма Технологий «Cумма технологий»® Создание сайтов
Продвижение сайтов