На главную Контакты карта сайта
Уральский межрегиональный сертификационый Центр
ГЛАВНАЯО центреСобытияСовет по качествуУчебный центрВопросы и ответы
Публикации
Ссылки
Консультационные услуги и обучение
Система менеджмента качества
Система менеджмента качества по СТО Газпром 9001
Система менеджмента социальной ответственности
Система менеджмента безопасности продуктов питания (HACCP)
Система менеджмента качества предприятий железнодорожной промышленности (IRIS)
Публикации
ISO 14001:2015
Новый стандарт ISO 9001:2015. Что нас ожидает?
ISO 9001:2015
ISO 55001 Менеджмент активов
IRIS - непрерывное улучшение системы менеджмента бизнеса
Внутренние аудиты – формальность или необходимость?
ISO/TS 29001:2010
Актуальность и необходимость применения риск-менеджмента
ИСО 9001 для малого бизнеса
Путешествие в зиму или Вполне обычная командировка консультанта
Соответствие требованиям международного стандарта ИСО 14001:2004 - свидетельство экологической состоятельности организации, постоян-ное совершенствование экологических и экономических показателей
Последние исследования Международной организации по стандартизации (ISO)
Бережливое производство и его инструменты. Часть 1
Стандарты СТО Газпром серии 9000
Система менеджмента качества по ИСО 9001 в сфере отдыха и гостеприимства
В поисках карьера «Старая линза»…
Осенний марафон или 8 принципов менеджмента выходного дня коллектива
IWA 4:2009 «Системы менеджмента качества. Руководство по применению ИСО 9001:2008 в местных органах власти»
Социальные учреждения России переходят на ИСО 9001.
Подготовка персонала. Оценка результативности подготовки персонала.
Внедрение международных и российских стандартов Систем менеджмента как условие эффективного функционирования предприятий
Кавалергарды аудита
Путь к успеху
Состояние качества и конкурентоспособности предприятий металлургического комплекса.
Основные выводы по научно-исследовательской работе
Структура программы подготовки предприятий Свердловской области к вступлению России в ВТО
Защита от огня в соответствии с требованиями ИСО 9001

Отзывы о центре
Благодаря вашей работе оптимизируется деятельность предприятий, повышается качество выпускаемой продукции, ужесточаются требования к экологической составляющей производства. Результатом работы УМСЦ за
  Кушнарев А.В.- Управляющий директор ОАО «Нижнетагильский металлургический комбинат»

Проработка основных требований стандартов со слушателями, доходчивое объяснение теоретических основ СМК и внутреннего аудита компании, раздаточный материал позволили улучшить подготовку внутренних ауд
  А.В. Бондаренко- ОАО «МРСК-Урала» Филиал Челябэнерго Заместитель генерального директора по техническим вопросам- Главный инженер

все отзывы


Вопросы и ответы
Здравствуйте. Необходимо уже планировать переход на новый стандарт ISO 45001 ...
Когда будет новый стандарт по системе менеджмента безопасности труда и охраны здоровья взамен OHSAS ...

все вопросы


    


план семинаров
Совершенствование системы менеджмента
На главную  // Публикации / Новый стандарт ISO 9001:2015. Что нас ожидает?

Новый стандарт ISO 9001:2015. Что нас ожидает?


 

Виталий Минин

Зам. начальника отдела менеджмента
качества.

ОАО "КАЛУЖСКИЙ ТУРБИННЫЙ ЗАВОД" 

Международная организация по стандартизации ISO (International Standardization Organization) продолжает свою неустанную деятельность по созданию всё новых и новых международных стандартов. В частности, техническим комитетом  ISO/TC 176 «Управление качеством и обеспечение качества» в мае 2013 года был разработан проект новой, пятой версии стандарта ISO 9001, устанавливающий требования к системам менеджмента
качества организаций любого типа.  Более года новая версия стандарта тщательно обсуждалась в ISO и в итоге в июле 2014 года появился проект международного стандарта ИСО 9001:2015.

В феврале 2015 года должен появиться окончательный международный проект  стандарта и в сентябре  2015 года он должен быть введён в действие. Чем же «грозит»  нам введение в действие нового стандарта ИСО 9001:2015 «Системы менеджмента качества. Требования»?  Как это отразится на бизнесе свыше одного миллиона организаций (в том числе и ОАО «КТЗ»), сертифицированных по требованиям МС ИСО 9001?



Для того, чтобы ответить на эти вопросы, Уральский межрегиональный сертификационный Центр (г. Екатеринбург) в сентябре 2014 года организовал обучение по требованиям
нового стандарта.



В качестве лектора был приглашен вице-президент Quality Austria, Международный ведущий аудитор,  Сертифицированный преподаватель Экельхарт Бауэр. Именно он лично участвовал в разработке новой версии стандарта и, как один из авторов,  вызвал живейший интерес у всех участников семинара. Показательно, что на семинаре присутствовали не только представители различных организаций Урала и Сибири (и «Запада», в моем лице), но и все специалисты Екатеринбурга, имеющие отношение к системам менеджмента. Всего в семинаре участвовало  более 60 человек.


Конечно, выступление лектора, говорящего  на иностранном языке, воспринимается с трудом. Но вместе  с австрийцем Э. Бауэром не в первый раз работал весьма квалифицированный переводчик, достаточно вжившийся в специфику обсуждаемых вопросов и не испытывающий особых проблем при переводе с немецкого языка.



Следует отметить, что предусмотрен трёхлетний срок внедрения ИСО 9001:2015, поскольку новая версия стандарта  (ранее были версии 1987, 1994, 2000 и 2008 г.г.) возможно, представит определенные  сложности при внедрении, как это было, например, в случае введения процессного подхода  в третьей версии ИСО 9001:2000.


Спешу «успокоить» всех - процессный подход никуда не исчезнет. Более того, он продолжает  совершенствоваться  путем введения требований обеспечения
эффективного контроля и управления процессами с помощью ключевых показателей деятельности (KPI), связанных с критериями результативности и методами их измерения. Самым удивительным является то, что совсем недавно, по инициативе ОМК,  в карты некоторых  процессов СМК ОАО «КТЗ» были включены ключевые показатели эффективности, используемые для расчета показателей результативности этих процессов. Получается, что ОАО «КТЗ» предвосхитило ещё не сформулированные требования нового стандарта ИСО 9001.


Какие еще отличия от предыдущей версии можно выделить в ИСО 9001:2015?


Во-первых, новый  стандарт является базовым для унификации стандартов на другие системы менеджмента. Впредь все технические комитеты ISO при разработке или пересмотре стандартов на любые системы менеджмента должны руководствоваться единой структурой стандартов - «структурой высокого уровня», единым текстовым содержанием базовых положений, общими базовыми терминами и определениями.


Согласно «структуре высокого уровня» содержание стандартов на любые системы менеджмента должно укладываться в десять разделов:

1 Область применения;                                                           
2 Нормативные ссылки;                                                           

3 Термины и определения;                                                      

4 Контекст (среда) организации;                                            

5 Лидерство руководства;                                                      

6 Планирование;

7 Обеспечение;
8 Деятельность;

9 Оценка деятельности;

10 Улучшение

Эксперты технического комитета ISO TC176 при разработке проекта ИСО 9001:2015 привели содержание действующего стандарта к «структуре высокого уровня».


Во-вторых, новый стандарт усиливает акцент на роли руководителя.


Практика внедрения стандарта ИСО 9001 предыдущих версий  изобилует примерами формального отношения высшего  руководства. Часто проблемы СМК передавались на нижние уровни управления без должных полномочий и должной поддержки. Вместе с тем очевидно, что крупные проекты без первых лиц не могут быть реализованы успешно. Кроме того, поскольку персонал компании является главным ресурсом, обеспечивающим её успех и конкурентные преимущества, руководитель должен быть не просто высшим администратором, но лидером, который способствует раскрытию и всемерному использованию творческого потенциала персонала. В связи с этим раздел в ИСО 9001, который раньше назывался «ответственность руководства» в «структуре высокого уровня» назван «лидерство».



Примечательно, что в новом стандарте исчезло понятие «Представитель руководства»», поскольку каждый высший руководитель лично будет отвечать за результаты своей деятельности в СМК.


В-третьих, введено понятие «документированная информация», в котором объединены применяемые ранее понятия «документы» и «записи». В новом стандарте исключены термины: «Руководство по качеству», «Документированные процедуры». Документированная информация может храниться на любом носителе (бумажном или электронном, по усмотрению организации).


В-четвертых, в новый стандарт включены  69 новых терминов и определений. В-пятых, новая версия предполагает осуществлять оценку рисков и принимать решения, основанные на результатах этой оценки. Вся деятельность организации включает в себя риски. Риск - это влияние неопределенности на цели организации.  Менеджмент риска - скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией в области риска. Риск-менеджмент  помогает лицам, принимающим решения, сделать осознанный выбор, установить приоритет действий и выбрать способ решения задачи.


В настоящее время в российской экономике проблемам анализа и управления рисками уделяется  недостаточное внимание, вплоть до полного его отсутствия в отдельных организациях.


Применение технологий и методов оценки рисков с использований рекомендаций ГОСТ Р ИСО 31000-2010 дает возможность более эффективно проводить предупредительные мероприятия и мероприятия по улучшению. Деятельность по управлению рисками (предотвращение, сокращение, перекладывание, самоподдержка) должна планироваться и реализовываться.


Высшее руководство должно обеспечивать идентификацию рисков и возможностей на всех стадиях жизненного цикла продукции. Для решения этой задачи можно использовать, например, метод FMEA (анализ видов  и последствий потенциальных несоответствий).


Его можно применить в процессах проектирования и технологической подготовки производства изделий.  Этот подход применим и к другим процессам.


FMEA способствует новому образу мышления современного научно-технического обеспечения качества. Применение этого метода основано на следующих принципах:



- Командная (от 4 до 10 человек)  работа силами многофункциональной команды экспертов. Эффективность анализа напрямую зависит от профессионального уровня, практического опыта и согласованности действий специалистов.

 

- Иерархичность. Для сложных изделий и процессов анализу подвергается как изделие/процесс в целом, так и его составляющие (детали/операции).

 

- Итеративность. Анализ проводится неоднократно: он возобновляется при выявлении новых факторов и при любых изменениях, влекущих за собой изменение последствий и их рисков.

 

- Регистрация данных. Результаты анализа должны быть документально оформлены.


Обобщенная количественная характеристика риска несоответствия (ПЧР - приоритетное число риска) определяется путем перемножения экспертных оценок значимости (S) - серьезности последствия, возникновения (O) - вероятность появления несоответствия  и обнаружения (D) - вероятность обнаружения несоответствия. Итак,  ПЧР = SхOхD.


Должно быть установлено граничное значение
ПЧРгр. 


Если фактическое значение ПЧР превосходит ПЧРгр., то по результатам анализа должны разрабатываться и внедряться корректирующие/предупреждающие действия для снижения или устранения риска последствий.


Если фактическое значение ПЧР не превосходит ПЧРгр., то считается, что объект анализа не является источником существенного риска и корректирующие/предупреждающие действия не требуются.


Так как появление несоответствий на каждом из этапов жизненного цикла продукции обуславливается множеством факторов, то для проведения всестороннего анализа необходимо привлечение специалистов различных служб - конструкторских, технологических, производственных, контролирующих, службы качества, управления закупок, по возможности, специалистов поставщиков и др.


Наряду с использованием риск-менеджмента любая организация может воспользоваться SWOT-анализом и STEP-анализом для реализации требований нового стандарта и улучшения дел в организации.


Метод SWOT-анализа (Strengths - сильные стороны, Weaknesses -недостатки, Opportunities - возможности, Threats - угрозы) состоит в последовательном изучении внутреннего состояния организации и определения её сильных сторон и недостатков (внутренняя среда), а также возможностей и угроз, которые представляет развитие внешней среды (факторы: экономические, политические, рыночные, технологические, международные, конкуренции).


Методология SWOT-анализа предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.


STEP-анализ - это маркетинговый инструмент, предназначенный для выявления социальных (Social), технологических (Technological), экономических (Economic) и политических (Political) аспектов внешней среды,
которые влияют на бизнес организации.


Результаты STEP-анализа позволяют оценить внешнюю экономическую ситуацию в сфере производства и коммерческой деятельности.


Обобщая ожидаемые  изменения и отличия стандарта ИСО 9001:2015 от ИСО 9001:2008, можно отметить, что больших «потрясений» при внедрении нового стандарта ИСО 9001:2015 для организаций, имеющих сертификаты на СМК по требованиям ИСО 9001:2008, не произойдет.


Но совершенно ясно, что нам необходимо в ближайшие годы не только организовать учебу менеджеров ОАО «КТЗ» всех уровней  по теме: «Менеджмент риска. Методы оценки риска», но и внедрить в ОАО «КТЗ» регулярную  оценку рисков.


Возможно, это самая трудная задача, предложенная нам в пятой версии стандарта ИСО 9001:2015, а также и в ГОСТ РВ 0015-002-2012. Эту задачу мы обязаны решить все вместе!

Обучение по ISO 9001 2015






Адрес: 620062, Россия, Екатеринбург, Генеральская дом 3, офис 409
Телефоны: (343) 310-22-33 (многоканальный); Факс: (343) 375-66-69
Электронная почта: uicc@uicc.ru
Rambler's Top100
Сумма Технологий «Cумма технологий»® Создание сайтов
Продвижение сайтов